В модернизации СРК-11 учтут опыт реконструкции 12-го котла

Один из инвестиционных проектов «Сибирского экспресса» – техническое перевооружение содорегенерационного котла 1750 ст. 11 (СРК-11) – тесно связан с проектом реконструкции картонного потока.

 

Когда работы по «картонке» переместились в графике на 2019 год, за ними переместились и работы по СРК-11. Тем не менее часть из них решено провести уже в этом году. Сегодня на комбинате в Братске эксплуатируется три содорегенерационных котла: №11, 12 и 14. Самый новый из них, четырнадцатый, запущен в рамках проекта «Большой Братск». На 12-м в тот же период провели модернизацию (опыт тех работ, кстати, учитывается в проекте  перевооружения СРК-11). А вот на 11-м котле ничего масштабного не происходило с 2005 года, когда здесь установили новый водяной экономайзер. На текущий момент из трёх «звеньев» этот СРК с производительностью 1750 тонн абсолютно сухого вещества в сутки остаётся самым технически слабым. Сюда поступает на сжигание чёрный щёлок плотностью 64% (СРК-12 и 14 более эффективны – здесь сжигают щёлок плотностью 75%).

Руководитель строительно-монтажных работ проекта Артём Дарьев отмечает, что при этом у всех трёх котлов отсутствует конкретная специализация, нет разбивки по производствам – так, чтобы один обслуживал, например, хвойное производство, другой лиственное, третий картонное. Работают одновременно, поэтому просто остановить один котёл и провести на нём модернизацию нельзя: оставшиеся два не справятся с повысившейся нагрузкой. Имен-

но с учётом этого фактора модернизировать СРК-11 решили одновременно с картонным потоком, когда объёмы поступающего на регенерацию чёрного щёлока будут ниже.

– Изначально реализовать оба проекта планировали в этом году, в период с 1 мая по 6 сентября, – рассказывает руководитель СМР. – Затем работы по картонному потоку – и, соответственно, по СРК-11 – перенесли на год позже. Но основное оборудование уже было заказано, сейчас оно поступило и хранится на комбинате. И было решено часть проекта по СРК реализовать сейчас, в период июньского капитального останова. Он продлится 21 день, за это время можно успеть заменить кое-какие системы, чтобы котёл лучше отработал предстоящий год и комбинат получил бы некоторые технологические и экономические эффекты.

Проведённая перед разработкой проекта экспертиза показала, что на СРК-11 необходимо заменить значительную часть изношенных поверхностей нагрева. Например, большинство поверхностей нагрева топки – фронтовой экран – вплоть до 27-й отметки; задний экран вместе с аэродинамическим пережимом – до 35-й, боковые экраны – до 16-й, подтопки, а также фестон, две ступени пароперегревателя и обе ступени водяного экономайзера. Фактически от существующих поверхностей нагрева остается преимущественно верхняя часть топки и конвективный пучок, где поверхности изнашиваются значительно медленнее. Система черного щелока будет модернизирована на сжигание 75% щелока.

Также будут модернизированы системы зеленого щелока, подачи вспомогательного топлива, подачи воздуха на горение, новые горелки вспомогательного топлива, оснащенные автоматическими запальниками, горелки основного топлива, система очистки дутьевых фурм, два новых дымососа. Всего будет заменено порядка 60-70% устаревшего или изношенного оборудования.

В планах также экологическое направление. В том числе модернизация бака растворителя плава – он будет оснащён системой утилизации парогазовых выбросов. Полная замена внутренних частей, так сказать, начинки электрофильтра: здесь от старого оборудования останутся только «стенки».

Основное оборудование и технология для технического перевооружения поставляется компанией Valmet. Проектированием трубопроводов обвязки, электрики и КИП занимается «Харрис Групп Интернейшнл Проектирование и Строительство» (ХГИ ПС). Механомонтаж выполнит компания «Омус-1». В этом году на проекте будут работать порядка 120 человек. В следующем в основной части работ – от 300 до 350.

– Что касается этого года, планируем заменить воздухоподогреватель первичного и вторичного воздуха, – говорит Артём Дарьев. – Это, в свою очередь, потребует и замены трубопроводов системы пара и конденсата, которые к нему подходят. Новые воздухоподогреватели будут оснащены дополнительной ступенью нагрева. Также будем менять 22 сажеобдувочных аппарата. Всего их будет меняться 40, но в этом году только в тех местах, где в дальнейшем замены поверхностей нагрева не будет.

Заменим трубопроводы воздушной отсечки на сажеобдувочные аппараты. Установим и подключим косвенный подогреватель чёрного щёлока, что позволит повысить его концентрацию перед сжиганием на 0,5-1%. И всё это за собой тянет замену большого количества трубопроводов подключения и обвязки. Также планируется выполнить монтаж трубопроводов системы промывки котла, что позволит сократить на 2-3 дня время очистки котла после отключения перед допуском монтажной организации как в период останова 2018 года, так и в «большой» останов 2019 года. Кроме того, на этот же год запланирована подготовка к той части проекта, которая относится к системе безопасности. Речь идёт о системе быстрого дренирования. В случае возникновения аварийной ситуации она позволит быстро, буквально в течение пятнадцати минут, сбросить воду из котла в канализацию, тем самым избежав её попадания в плав. Параллельно идут подготовительные работы: приёмка и вывозка материалов, монтаж трубопроводов, металлоконструкции и части фундаментов. Всё, что можно сделать заранее, будет сделано заранее – это позволит уместить весь объём работ в ограниченный двадцати одним днём капитального останова срок.

«Единая газета»