Крутите барабан

В Братске уже в ближайшие дни планируют начать сложнейший этап проекта строительства нового древесно-подготовительного цеха (ДПЦ-4): перевозку окорочных барабанов весом более 300 тонн каждый к месту установки их на фундаменты

 

О проекте строительства ДПЦ-4 «Единая газета» писала в апреле прошлого года, когда на стройплощадке кипела работа над заливкой фундаментов. Сегодня на ней высится каркас здания. Какие этапы пройдены за год, рассказала руководитель проекта Наталья Барахтенко.

 

— Мы закончили фундаменты и где-то с июня 2018 года приступили к сборке окорочных барабанов и основного оборудования. Построили тёплые ангары под барабаны, подвели мощную электролинию. Доработали фундаменты, произвели обратную засыпку. Собрали три барабана: при сборке они провариваются специальным оборудованием для автоматической сварки, каждый шов проходят 10–12 раз, а их здесь очень много. Сейчас планируется выезд первого из барабанов и начало монтажа основного оборудования. А на последнем заканчивается сварка окорников, он тоже практически готов.

Одновременно производится монтаж здания. Завезены все стеновые панели, профлист для кровли. По завершении каркаса и приёмки всех ответственных конструкций приступим к монтажу сэндвич-панелей. Также ожидается установка мостовых кранов — пока мы ведём работу автокранами, но, когда появятся мостовые, будем устанавливать оборудование уже с их помощью. Не секрет, что самое трудоёмкое — это строительная часть. Здание огромное, требуется время на его возведение. Немного времени было потеряно на получение разрешительной документации, был перерыв между фундаментом и началом возведения каркаса. Также потребовалось время на изготовление 900 тонн металлоконструкций. Плюс покраска, доставка.

Ведутся тендеры по закупке электротехнического оборудования и выбору поставщика услуг по электричеству. Параллельно совместно с финскими коллегами и поставщиками прорабатывается процедура пусконаладки. Заранее прорабатываем весь алгоритм действий, что нам потребуется в первую очередь, что чуть позже. И выдачу первой пробной продукции планируем в октябре этого года.

— А почему барабаны собирались не на фундаментах?

— Требуется очень точная геометрия барабанов. Также сварочные работы подразумевают их вращение в процессе, что на улице никак не выполнить. Каждый барабан установлен на 12 роликов, которые вращаются с той же скоростью, что и сварочный аппарат. Скорость задана определённая, чтобы соблюсти качество сварки. Плюс температурные режимы очень жёсткие, должно быть тепло, температура не меньше 12°–15°С, оба этих условия на фундаментах обеспечить тоже практически невозможно.

— Как проходил контроль качества сварки?

— Контроль у нас тройной. Во-первых, сам подрядчик перед началом работ аттестуется: технология сварки, аппаратура, сварщики. Каждый сварщик выполняет контрольно-сварочные стыки. Эти стыки отвозят в лабораторию, где проверяют на разрыв, на излом.

Во-вторых, на месте подрядчик проводит стопроцентный контроль швов визуально-измерительным, а также ультразвуковым неразрушающим методами. Отдельно нанятая фирма выполняет вторичный приёмочный контроль. И в-третьих, свой контроль производит главный сварщик филиала.

— Буквально через считанные дни, в апреле, начнётся установка первого из окорочных барабанов. Как будет осуществляться операция по перемещению этой 300-тонной махины?

— Разработан специальный проект пути подъёмника «Гантри», так как в первую очередь должно выдержать основание. Грузоподъёмность «Гантри» в совокупности 1000 тонн, а перевезти надо «всего лишь» 300. Но нужен очень надёжный путь, чтобы не произошло его пролома и огромный барабан благополучно добрался до фундаментов.

Поэтому сейчас мы готовим первый барабан (он у нас второй по номеру, но пойдёт первым) к транспортировке, готовим путь. На путь установим очень мощные рельсы, после чего подведём подъёмник. Доведя его до фундаментов, приподнимем «Гантри» с барабаном на четыре с половиной метра для проезда над ними. Далее барабан будет опущен на фундамент, на опорные части, смонтированные и выверенные, и путь будет закончен.

Такую ответственную работу нам предстоит провести три раза. Остальные два барабана будут «выезжать» через пять–шесть недель, потому что сейчас специализированное оборудование со второго будем переносить на третий, где начнём домонтаж опорного кольца и зубчатого редуктора. Работы подрядчик Beck & Politzer ведёт в две смены. Опять же, происходит точная выверка, приехали специалисты по этой процедуре от Andritz. Они ведут контроль, замеры, рихтовку, выверку. Работы, в принципе, уникальные. Мы с большим интересом и ответственностью к ним подходим.

 

— Ещё одна часть проекта — склады щепы. Работы по ним тоже начались?

— Да, в октябре прошлого года. Объём огромный, так как началась зима и мы не могли развить мощности: погода не позволяла. Сейчас строительная часть работ там достигает апогея: фундаменты, возведение тоннельных сооружений на складах №3 и №4. Количество бетона огромное, порядка 28 тысяч кубометров с очень тяжёлым армированием. Там работает подрядная организация «Омега», они планируют закончить до конца июня.

Параллельно — вот только сейчас — заключен договор на механомонтаж конвейерных систем. Появился подрядчик «Союзлесмонтаж», который хорошо себя зарекомендовал в усть-илимском филиале. Сейчас он производит мобилизацию — заводит краны, людей, огораживает площадку. И вывез первую партию оборудования под монтаж. Срок завершения их работ тоже октябрь. Запускать оборудование мы будем частями, потоками. Поэтому сейчас как раз разрабатывается стратегия пусконаладки. Мы ещё в начале пути, этой программой будем заниматься ближайшие 2–3 месяца, параллельно ведя строительно-монтажные работы. Планы, конечно, огромные. Сейчас на площадке 150 человек работают от «Омеги», 90 — от Beck & Politzer, ещё 30 — от «Союзлесмонтажа». Почти 300 человек. На объектах работы будут вестись в две смены, на ДПЦ — с появления мостовых кранов, а на конвейерной системе круглосуточная работа будет организована в течение трёх–четырёх недель. Таким образом мы хотим эти огромные объёмы победить.

— В прошлом году новый ДПЦ запускали в филиале в Усть-Илимске. Как используется опыт того проекта?

— К нам приезжала команда проекта, приезжали топ-менеджеры из Петербурга, помогавшие в Усть-Илимске вести пусконаладочные работы. Мы детально обсуждали извлечённые уроки, разбирали все этапы. Также приезжал вице-президент по капитальным проектам Валерий Антонишин. К нему сюда, на глубокое погружение, специально вызывался главный инженер проекта от Andritz — и буквально неделю назад ему было поставлено на вид, что много сбоев во время пуска в Усть-Илимске было именно по их вине и чтобы на этом проекте такого не происходило. Также был поставлен ряд вопросов, которые там вызывали проблемы. Он разработал концепцию пусконаладки, отправил нам.

Сейчас планируется выезд наших технологов в Санкт-Петербург или Финляндию на обсуждение пуска. Там все детали, нюансы будем обсуждать внимательно и дотошно, чтобы на каких-то мелочах не спотыкаться.

— У нас специалисты комбината уже готовятся к пусконаладке? Кто-то ещё приедет, может быть, от других филиалов в помощь?

— Приезжают постоянно. Неоднократно была команда из Усть-Илимска, которая будет там строить ещё один ДПЦ. Сейчас приезжают специалисты из Коряжмы, где тоже принято решение о строительстве. А наши специалисты — начальники, технологи цехов — активно изучают проектную документацию. Готовиться они будут где-то в августе–сентябре, уже намечена программа. И свою программу должен предоставить Andritz.

Производство щепы нам очень помогает, активно участвует. Прилагают, конечно, огромные усилия. Мы наступаем своими складами на их зоны, им приходится переносить пневмосистемы, прерывать свои работы, создавать какие-то временные склады, увеличивать количество автотранспорта. То есть на них приходится очень серьёзная нагрузка, но отказов от них мы почти не видим. Если возникает необходимость в чём-то нам помочь, они оказывают всяческого рода поддержку.

— В октябре два участка соединятся, произойдёт «стыковка», начнётся пуск. Как настроение в команде?

— Задачи поставлены очень серьёзные. Команда намерена успеть к этой дате. У некоторых подрядчиков настроение более пессимистичное, но мы его пресекаем и на полном серьёзе заявляем: кто в октябре не с нами, тот против нас.

Каждый день нужно продвигаться к цели. Да, объём очень серьёзный. Нагрузка очень большая и на подрядчиков, и на все службы. Одних только торгов на дирекции по закупкам сейчас около сорока. Еженедельные планёрки с центральным офисом, с руководством. Отдыхать некогда — сколько надо, столько и работаем. Рассчитываем получить результат и заряжаем подрядчиков именно на эту цель.

«Единая газета», №12 (64)