Без права на неудачу

С 1 мая до середины августа производство картона в филиале в Братске встанет на реконструкцию. Большие объёмы задач в сжатые сроки — один из ключевых факторов, задающий тон планированию.

В случае с другими проектами «Сибирского экспресса» (ДПЦ-4, новым цехом каустизации извести или вакуум-выпарной установкой) речь, как правило, идёт об объектах, которые строятся с нуля и полностью заменят старые только после пуска и отладки производства. С «картонкой» задача сложнее: производство работает, его продукция востребована и постоянно поступает как на внутренний, так и на внешний рынки. Минимальная задержка с окончанием реконструкции отразится на потребителях. Чего компания, одной из ключевых ценностей которой является ориентированность на клиентов, себе позволить не может.

Изначально останов производства на реконструкцию планировался ещё на 2018 год. Затем дату сдвинули на 2019-й (в том числе чтобы успеть сформировать на складах запас крафтлайнера для внутренних потребителей). Но «высвободившееся» время используют с максимальной отдачей, и не только для более детального планирования будущих работ. Весь 2018-й там, где это доступно, шла расчистка площадок от выведенных из эксплуатации агрегатов. Расширяли помещения, строили новые, готовили фундаменты, завозили оборудование. И реконструировали то, что возможно, до останова.

Работы здесь разделились на две зоны: корпус, где расположена картоноделательная машина (КДМ), и варочный цех (цех высокого выхода, ЦВВ). В Братске они размещаются отдельно друг от друга и условия для предподготовки различны.

— Изначально команда проекта предполагала, что будет работать один год, — рассказывает руководитель строительно-монтажных работ по КДМ Пётр Мельник. — Фактически работаем два. И сейчас наступило достаточно напряжённое и очень ответственное время, подготовительные работы выходят на максимальный уровень. В 2018-м мы начинали с выравнивания площадок, демонтажа каких-то мешающих конструкций. Сейчас начинаем установку основного оборудования там, где это возможно. Сроки очень важны. Мы понимаем, что работаем на рынок, что отклонения в сроках негативно отразятся на компании в целом. Но также понимаем, что, переходя на новой машине к улучшенному качеству полотна и увеличению производительности, укрепляем наши позиции на рынке.

По словам Петра Николаевича, переоценить объёмы работ по проекту сложно, это самая глубокая реконструкция КДМ за всё время её существования. Нечто подобное здесь происходило только в 70-х, когда менялась прессовая часть. Но в этот раз масштаб ещё больше — полная замена прессовой и сеточной частей, модернизация сушильной части, замена транспортно-упаковочной линии и других элементов. По большому счёту, практически всю КДМ разберут и соберут на её месте новую.

— От существующей сеточной части останется только напорный ящик нижнего слоя, установленный в 2003 году, — перечисляет Пётр Мельник. — Полная замена прессовой части. Значительные изменения конструкции в сушильной части, полностью меняется колпак машины. Будут вноситься изменения в систему теплорекуперации. Запланирована замена каландра — пресса на сухой части машины, который значительно улучшит гладкость и качество картона, повысит его потребительские характеристики. Меняем накат. Кроме самой КДМ участвуем в реконструкции раската, чтобы тамбуры повышенного диаметра можно было разрезать на потребительские рулоны. И полностью меняем транспортно-упаковочную линию, которая заканчивается на складе готовой продукции.

Машина после реконструкции изменится и в плане производительности, и в плане эксплуатации. Скорость движения полотна вырастет до 800–900 метров в минуту (сегодня она составляет порядка 530–540 м/м), суточный объём выпускаемой продукции в среднем превысит 800 тонн (сегодня в районе 550 тонн). Другим станет и обслуживание машины.

— За счёт того, что у нас будет новая сеточная и прессовая часть, новый накат, ситуация по заправке должна измениться в лучшую сторону, — считает руководитель СМР. — Мы дополняем сушку канатиковыми заправками. Достаточно удобный механизм, чтобы технологам больше не бегать со шлангами. Новая КДМ должна сама доводить полоску до наката. Будет заменён механизм заправки машины на каландре и накате.

Процент работ, которые удастся сделать на подготовительном этапе, приблизительно оценивают в 30% от всех работ по проекту. Причём на КДМ в этом плане немного проще, чем в ЦВВ: в здании, где располагается машина, достаточно много пустующих помещений, где можно вести предварительную расчистку и стройку.

Одновременно тут работает от четырёх до пяти подрядных организаций. Некоторые свои задачи уже выполнили — например, полностью завершена подготовка к установке систем автоматизации. Построены специализированные помещения, отвечающие высоким требованиям по температуре, влажности, для размещения оборудования автоматизированной системы управления технологическим процессом (АСУТП). Само оборудование поступило на площадку и находится на складе. В феврале начинается монтаж средств КИПиА и электрики, понемногу стартуют первые работы уже в периметре машины. До этого они выполнялись только в рамках ППР и прошлогоднего капостанова, когда проводили переврезки по коммуникациям воды и вакуума.

До мая объём будет только нарастать. В размольно-подготовительном отделе к останову планируют закончить монтаж трёх рафинёров (агрегаты для размола целлюлозы). Активно строится вакуумная система. Необходимо достроить и большое помещение для главного электропривода, который также будет заменён. С приходом тепла занятые площади начнут освобождать от старого демонтированного оборудования. На их место со складов будут привозить новое, чтобы впоследствии обеспечивать стройку бесперебойно.

— Параллельно у нас идёт работа с дирекцией по закупкам для своевременной поставки всего необходимого, — рассказывает Пётр Мельник. — На основное оборудование контракты заключены давно, но ещё обязательно нужно закончить комплектование вспомогательными материалами (для механомонтажа и для электрики). На складах сейчас находится порядка 90 процентов оборудования, на 10 процентов ещё оформляем закупки. Вот это одна из главных задач. А по монтажной части особых тревог нет. Хотя объём работ большой, мы приглашаем достаточно квалифицированных подрядчиков, в которых уверены.

На первый месяц останова КДМ придётся основная часть демонтажных работ. Предстоит полностью убрать сеточный стол, прессовую часть, демонтировать некоторое оборудование в сушильной части. За май планируют убрать 90% всего оборудования, демонтируемого в рамках проекта. Монтаж будет идти в июне. А с июля начнётся пусконаладка.

— Конечно, параллельно надо будет готовить персонал, обучать работе на этом оборудовании, — подытоживает Пётр Мельник. — Сейчас мы постепенно передаём производству инструкции по эксплуатации. Когда машина будет пускаться, они уже должны знать, как и что работает. Всё, конечно, будет автоматизировано, но в новых схемах нужно разбираться.

В цехе высокого выхода, как уже говорилось, с подготовкой всё иначе: незадействованных помещений тут практически нет, оборудование находится в работе и расположено близко друг к другу. Подступиться с любой стороны — задача непростая. «На ЦВВ всё застроено плотно, даже пройти иногда негде», — делится ведущий инженер группы по реализации проекта Владислав Бабушкин. Тем не менее, кое-какие работы за подготовительный год успевают проделать и здесь. В том числе объёмные. Например, до останова будет завершена (насколько это позволяют условия) реконструкция башен высокой концентрации. В ЦВВ их пять, готовы три. На одной работы выполняли отдельно в капостанов 2018-го. Ещё две реконструировали, пока оставшиеся были в работе, а с февраля они «меняются местами»: нагрузка ляжет на законченные, а бывшие в работе остановят.

— Мы проводим усиление этих башен, устанавливаем мешальные устройства, выполняем обвязку, — перечисляет Бабушкин. — До мая, до начала реконструкции, башни мы закончим на 90%. Единственное, чего там не будет, — это средств автоматизации, которые будут монтироваться во время основного останова. Как только появится система АСУТП, мы уберём старые клапаны, поставим новые.

Завершаются и работы по подготовке помещения АСУТП, которое в группе проекта называют «сердцем автоматизации». К нему, как и на КДМ, требования высокие. А в чём-то, возможно, даже выше — среда в цехе более агрессивная в отношении тонкой электроники.

Подготовительные работы объёмны, но всё равно не идут ни в какое сравнение с тем, что предстоит сделать после останова. За четыре месяца реконструкции здесь уберут общий для двух варочных котлов бункер щепы (сейчас это насыпная ёмкость, из которой сырьё расходится на варку). Вместо него по отдельному бункеру — с пропаркой, датчиками уровня — будет на каждом котле. Реконструируют пропарочные камеры, оставив от старых только корпус, заменив шнеки, привода и пересыпы. Полностью реконструируют первый варочный котёл, заменят все технологические насосы и системы КИПиА. На выдувных линиях установят сепараторы мелких фракций. Реконструируют промывные станции с заменой всех восьми вакуум-фильтров.

Среди нововведений важное место уделяют алко- и каппа-анализаторам, которые будут производить химанализ и оперативно, в режиме онлайн отправлять информацию по уровню щёлочности и жёсткости на пульт. Сегодня такой анализ делает лаборатория. Процесс занимает порядка сорока минут, период между сбором проб — два часа. Понятно, что поступающая в цех информация об отклонениях за такой промежуток времени может потерять актуальность. Так что автоматические анализаторы сыграют существенную роль в повышении качества продукции.

Также между варкой и промывкой появится новый отдел. По словам Владислава Бабушкина, официального названия у него ещё нет, пока его называют «размольно-подготовительным». Как следует из этого «прозвища», здесь будут размалывать и сортировать целлюлозную массу перед промывкой. Причём размалывать очень серьёзно, не в пример единственному агрегату, работающему сейчас.

При этом ведущий инженер проекта отмечает, что, несмотря на количество «обновок», переход сотрудников цеха к работе на новом оборудовании должен пройти гладко. Естественно, при наличии определённой подготовки.

— Каких-то сюрпризов мы не ждём, — говорит он. — Вот на КДМ двухсеточный стол — революционно новый, там изучать нужно больше. В ЦВВ такого нет, здесь произойдёт, грубо говоря, модернизация, которая позволит обеспечить КДМ необходимым объёмом сырья. Функция приборов останется той же, только поколения разные. Ну, конечно, они современнее. Но принципы варки и промывки не меняются.

Словом, работ — и до останова, и во время него — предстоит масса. Количество одних только одновременно задействованных сотрудников подрядных организаций в пиковые этапы реконструкции составит по 200-250 человек на КДМ и ЦВВ. А параллельно с производством картона остановится на реконструкцию и завязанный на его обслуживание СРК-11 (окончание этого проекта, кстати, произойдёт на несколько недель позже).

Комбинат принимает серьёзный вызов, который в случае успеха сильно укрепит позиции компании на азиатском рынке. А неуспеха быть не может, на него, говорят здесь, нет права. Пусть выход на проектную мощность произойдёт не сразу, так как зависит от сопутствующих проектов. Пусть достижение необходимых качественных показателей потребует времени и опыта. Основная задача не меняется: первый картон производство должно выдать в сентябре. И в том, что эта цель достижима, у команды проекта сомнений нет.

«Единая газета»